Принципы делового этикета

От результата переговоров иногда может зависеть благополучие тысяч людей. И как обидно, когда из-за незнания основ деловой этики срываются контракты. Важно соблюдение правил бизнес-этикета и на уровне рядовых сотрудников офиса. В противном случае из-за одного неграмотного работника может быть испорчена репутация всей фирмы и непосредственно ее руководителя. Этикет в сфере бизнеса несколько отличается от светского. Поэтому для него характерны свои специфические правила. Принципы делового этикета должны быть известны всем, кто имеет отношение к офисной работе и бизнесу в целом, чтобы избежать любых казусных ситуаций.

Принципы делового этикета

 

7 принципов делового этикета

Основные принципы делового этикета можно разбить на семь категорий. Первый принцип основан на пунктуальности. Умение вовремя приходить на встречу, на рабочее место, без задержек выполнять функциональные обязанности очень высоко ценится в бизнес-среде.

Следующим принципом стала позитивность. Положительный настрой на работу, при общении с коллегами оставляет в памяти только приятные впечатления. Для поддержания позитива в разговоре лучше избегать жестов, которые бы свидетельствовали о неприязни, раздраженности или неискренности. Так, не стоит держать руки в карманах, смотреть по сторонам, теребить одежду. Для поддержания хорошего настроя важно соответствие случаю одежды, прически, интонации.

Принципы делового этикета основываются и на разумном эгоизме. Его суть сводится к тому, что в любой ситуации необходимо сначала заботиться о своих интересах. Но при этом следует проявлять уважение к оппоненту. Это не означает, что надо во всем поддакивать собеседнику. Достаточно внимательно его выслушать и в случае несогласия аргументированно высказать свою точку зрения.

Четвертый принцип построен на предсказуемости поведения, что предотвращает появление неприятных конфузов. Направленность любых действий в бизнес-среде должна согласовываться с разработанными правилами и последовательностью их применения. Например, знакомство с новым человеком на деловой встрече. В этом случае правила хорошего тона требуют следующей последовательности. Сначала необходимо поприветствовать партнера. Затем будет произведено представление собеседников друг другу, за которым обязательно последует обмен визитными карточками. При этом на визитку следует сперва взглянуть, а потом уже прятать ее. Советуем почитать статью о правилах использования визитных карточек.

Принцип о статусных различиях предполагает разделение офисных сотрудников на классы. Руководящее звено оказывается в более привилегированном положении. Поэтому подчиненные в обязательном порядке должны первыми приветствовать своего начальника, пропускать его вперед. Эта же норма действует и по отношению к посетителям начальника.

Шестой принцип делового этикета гласит об уместности выбранной манеры поведения окружающей обстановке.

 

Заключительный принцип – эффективность. Под ним подразумевается использование норм делового этикета для достижения экономических выгод. Принцип может касаться оптимизации рабочего процесса, сокращения сроков выполнения взятых обязательств, увеличение количества заключенных контрактов.

Этикет обращения

Как правило, человеку приятно слышать свое имя. Ста­райтесь почаще употреблять его, обращаясь к собеседнику. .По­нятно, что не всякого человека можно называть просто по имени.

Этикет правила общения

Не обращаются по имени:

к человеку, который старше вас по возрасту;

к высокопоставленному чиновнику;

к своему начальнику, если это не служебная традиция.

Согласно этикета обращения, если старший по возрасту или положению просит называть его просто Володей или Вилли, не следует возражать: отказ озна­чает неуважение к дружескому жесту, желанию установить более теплые отношения. С другой стороны, крупные руководители и пожилые люди должны быть осторожны с подобными предложе­ниями. В отношениях начальника с подчиненными такое пани­братство может привести к падению дисциплины и авторитета руководителя, а настойчивость почтенного пожилого человека, предлагающего подростку называть его просто по имени, ставит их в неловкое положение, а его самого - в несколько смешное.

Иногда люди, обращающиеся к своим родителям по имени, грубым образом нарушают правила этикета.

К друзьям родителей следует обращаться по имени и от­честву (в нашей стране), в большинстве стран употребляется обращение «господин + фамилия», например: «Господин Джонсон». Это обращение становится необязательным, если взрослые предлагают детям называть их, скажем, «дядя Сере­жа», «Таня», «Джимми» или как-нибудь еще в этом роде.

Употребление титулов и звании при обращении

Во время официальных встреч, в торжественной обстановке, когда особенно важно проявить уважение к социальному стату­су человека и подчеркнуть его заслуги, употребление звания или титула (если, конечно, таковые имеются) обязательно.

Во многих странах обращение «доктор» и «профессор» может употребляться не только по отношению к лицам, имею­щим это научное звание, или врачам, но и ко всем представите­лям творческих профессий - инженерам, музыкантам, актерам. Иногда звание используют в обращении в жене доктора или профессора (например, в Австрии). В Великобритании и США профессором могут называть любого преподавателя, во Фран­ции - даже учителя младших классов.

Что касается титулов, то они и в настоящее время употребля­ются все реже и реже. Титулы практически не используются в личном общении и применяются, в основном, во время меро­приятий протокольного характера.

 

«Вы» и «ты»

Всем известно, что на «вы» следует обращаться к старшим, а также малознакомым людям. «Ты» обычно говорят детям до 12-16 летнего возраста (в зависимости от конкретных обстоятельств) и близким знакомым. Есть, однако, несколько особых правил.

Так, давние приятели, которые в обычной, неофициальной обстановке друг с другом на «ты», не должны позволять себе это­го, находясь на официальном приеме. Встретившись на улице, можно сказать: «Дима, ты Леху не видел?» Но во время офи­циального мероприятия, на торжественном обеде или ужине, эта фраза должна звучать так: «Дмитрий Николаевич, вы не виде­ли Алексея Петровича?» Точно так же руководящие работники в присутствии сотрудников должны обращаться друг к другу на «вы». «Тыкать» подчиненным тоже не допустимо. А уж если он к тому же старше своего начальника, - просто хамство.

 

Этикет обращения гласит - подчеркнутое употребление обращения «вы» в неофици­альной обстановке, когда окружающие стремятся завязать теплые, дружеские отношения, выглядит так же невежливо, как бесцеремонное «тыкание».