Структура этики

Структура этики включает в себя широкий спектр проблем теоретического, историко-философского и прикладного

характера; отражает динамику развития этической мысли от древности до наших дней.

 

Структуру этики как науки выражают исторически закрепившиеся за ней функции:

− определение границ нравственности в системе человеческой деятельности;

− теоретическое обоснование нравственности (ее становления, сущности, социальной роли);

− критически ценностная оценка нравов (нормативная этика).

Данная структура очерчивает круг главных проблем, исследуемых этикой:

− этические взгляды, идеал (т.е. этическое знание);

− разработка и раскрытие нравственных категорий этики;

− выявление взаимосвязи, отношений этического сознания к объективной реальности, влияния их друг на друга.

 

В самом общем плане этика делится на теоретическую и прикладную.

Теоретическая этика направлена на исследование системы нравственности вообще. Она включает в себя учение о  сущности, специфике и функциях морали, о ее связи с другими сторонами человеческого бытия, об отдельных элементах  нравственного сознания и поведения (справедливости, долге, ответственности, достоинстве и т.п.), о происхождении и историческом развитии морали и т.д.

 

Самостоятельными составными частями теоретической этики являются:

• история нравственности;

• история этических учений.

Прикладная этика изучает функционирование нравственности в отдельных сферах человеческой жизни. Современными

ее разновидностями являются:

• биомедицинская этика;

• предпринимательская этика;

• этика науки;

• педагогическая этика;

• политическая этика и т.п.

Появление прикладной этики обусловлено тем, что в некоторых сферах общества нравственная жизнь приобретает особую интенсивность. Это происходит по разным причинам.

 

Во-первых, характер нравственных отношений может существенно меняться из-за чрезмерного усиления каких-то  других, внеморальных факторов. Например, в хозяйственной деятельности особую роль приобретают соображения материальной пользы, прибыли, рентабельности и т.д. Это вмешательство меркантильных соображений вынуждает  проводить грань между добром и злом как-то иначе, чем принято, скажем, для дружеских или бытовых отношений. То же касается и политической сферы.

В период войны, к примеру, резко возрастает значение эффективности тех или иных действий, поскольку цена успеха или  провала военных операций выражается множеством человеческих жизней, не говоря уже о разрушении материальных

ценностей. В этих условиях преобладающую роль получает государственный интерес и государственная целесообразность,  тогда как интересы отдельно взятого человека оттесняются на второй план. Поэтому конфликты решаются иначе, чем в

мирное время.

 

Во-вторых, характер нравственных отношений может существенно обостряться в связи с изменением субъектов или  объектов этих отношений. Люди, которые оказываются в пограничных ситуациях между жизнью и смертью чувствуют и

ведут себя иначе, чем в повседневной жизни. Поэтому возникает необходимость особых нравственных ограничений в  отношениях между врачами и пациентами, здоровыми и больными людьми. На этой основе сложилась биомедицинская

этика, исследующая проблемы эвтаназии (искусственного прекращения жизни неизлечимо больного, испытывающего  непереносимые страдания), трансплантации органов, врачебной тайны и т.п.

 

В-третьих, содержание нравственной жизни кардинально меняется в тех точках социального пространства, где  происходит соприкосновение людей высокого или среднего морального развития с людьми, моральный уровень которых  крайне низок. Преступная среда, например, создает особую «субкультуру» с нормами и ценностями, отличными от норм и  ценностей всего общества. Конструктивный диалог с подобными лицами возможен только в том случае, если, по крайней мере,  одна из сторон – представляющая интересы всего общества – свободно ориентируется в нравах другой стороны и ведет себя с  учетом имеющейся информации. Отсюда необходимость в разработке особой отрасли прикладной этики – криминологической.

 

 

В-четвертых, исходное неравенство субъектов нравственных отношений бывает обусловлено тем, что одна из сторон  находится на стадии становления и поэтому обладает нравственностью лишь в зачаточной форме. Такими являются  отношения между воспитателями и воспитанниками. Особую трудность для воспитательной практики представляет  проблема оптимального соотношения между самостоятельностью и внешней регламентированностью в поведении  воспитуемых. Степень оптимальности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Широкий спектр  подобных проблем изучается педагогической этикой. 

Моральные ценности человека в основных категориях этики

Традиционная задача этики – быть «практической философией» – реализуется нормативной этикой, которая «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (категорий), в обосновании и оценке моральных ценностей, в

установлении их субординации. Нормативная этика выступает своеобразной формой связи теоретической этики и  практической морали, т.е. служит «передаточным механизмом» от теоретической к прикладной этике, занимающейся  моральными коллизиями в конкретных ситуациях и сферах общественной практики.

Категория – это основное понятие, используемое той или иной наукой при изучении своего предмета.

Этические  категории – это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы  нравственности. Длительная история развития этики, многообразие явлений, которые она изучает, а также глубина  теоретических разработок – все это способствовало возникновению и развитию богатого категориального аппарата.

Особенностью категорий этики является то, что многие из них являются словами обыденного языка, например,  «добро», «счастье», «свобода» и др. Это происходит потому, что предмет этики непосредственно связан с  жизнедеятельностью людей, с теми смыслами и ориентирами, которыми они руководствуются в повседневной жизни.

Важным и, по сути, основным понятием этики является категория добра. С ее помощью выражается положительная  нравственная характеристика того или иного явления. Противоположно ей, выражающее отрицательную нравственную

оценку, – понятие зла. Естественно, что положительные или отрицательные характеристики даются исходя из определенных  нравственных представлений.

В современной этике добро и зло – это нравственные оценки того или иного явления. Они находятся в зависимости от  общественной практики человека. Однако ранее добро и зло воспринимались людьми в качестве реальных сущностей, принимая  вид либо субстанции, либо личности (Бог, дьявол).

К понятию добра очень близко понятие нравственного идеала. Идеал – это некий высший образец, конечная цель  нравственной деятельности. Этический идеал можно представить как совершенную личность, служащую примером для

подражания. Также он может отражать и представления о должном обществе, о гармоничном социальном устройстве. В этом  случае важную роль играет понятие справедливости, характеризующее меру соответствия между деятельностью человека и  ее оценкой другими людьми, обществом.

Идеалы, являющиеся важными элементами в структуре нравственной деятельности человека, наполняют его жизнь  смыслом. В этом случае каждый конкретный поступок осознан, соотнесен с общими ценностями, т.е. нравственно значимыми  представлениями, встроен в общую линию поведения.

С понятием идеала тесно связано понятие нравственной нормы. Ведь чтобы соответствовать нравственному образцу,  человек должен соблюдать определенные условия. Норма и есть такое условие, своеобразное требование к человеку.

История этики дает нам множество различных норм, в частности, знаменитый  Декалог – десять заповедей Ветхого завета.

При этом необходимо помнить, что норма – не цель, а средство. Она значима не сама по себе, а своим идеальным  обоснованием. Без связи с идеалом норма формальна и лишена нравственного содержания.  Нормы могут быть восприняты человеком как оптимально соответствующие его ценностным установкам, а,

следовательно, необходимые, и в таком качестве стать внутренним побуждением.

В этом случае соблюдение нормы становится долгом, т.е. личной задачей человека, его обязанностью.

Долг – это  нравственная форма осознания необходимости действия. Человек совершает должный поступок добровольно, из уважения к  идеалу, моральному закону и к себе. Важной характеристикой долга является его связь с волевыми характеристиками  человека, так как чтобы исполнить свой долг, ему часто приходится преодолевать многочисленные трудности (как внешние,

так и внутренние).  Осознание долга играет важную роль в личной и общественной жизни. Способность человека понимать, критически  оценивать и переживать несоответствие своего поведения должному характеризуется понятием совесть.

Совесть – это  своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответственность за свои поступки есть главная  характеристика личности.  Предпочтение человеком одного нравственного стандарта другому фиксируется в понятии выбора. Возможность  выбора указывает на важнейшую характеристику человеческого бытия – свободу воли. Категория свободы является

ключевой в этике, так как нравственная реальность обосновывается на способности человека к самостоятельным поступкам.  За свободно совершенное действие он ответственен в полной мере.

Кроме перечисленных выше категорий в этике есть много других общих понятий, таких, как вина, честь, достоинство и  др.

Следует отметить, что каждая категория этики отражает определенную сторону нравственности, а в целом  категориальный аппарат – реальное нравственное бытие человека, его сложность, иерархичность. Поэтому каждая категория

не существует сама по себе, а находится во взаимодействии с другими.

 

Итак, сущность любого явления обозначается определенными категориями. Но особое место среди этических категорий  занимают такие нравственные феномены, как Добро, Свобода, Справедливость, Честь, Достоинство, Совесть, Смысл жизни,  Счастье, Любовь. Их роль в системе морали настолько велика, что они по праву могут быть отнесены к высшим моральным  ценностям, так как от их правильного понимания во многом зависит наша нравственность: наши взгляды, оценки, поступки.