Эстетика

Структура эстетического знания.

Слово эстетика – греч. происхождения, в переводе означающее «имеющий отношение к чувственному познанию». Термин эстетика вошел в науку в сер. ХУШ в. впервые его употребил немецкий философ А. Баумгартен для обозначения нового раздела философии. Это слово закрепилось в философской терминологии и уже с ХУШ в. эстетику стали понимать как науку, изучающую либо «философию прекрасного», либо «философию искусства». У эстетиков появился свой собственный предмет изучения. Эстетика рассматривает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в самых различных жизненный сферах, вплоть до производственной.

    

      Так, эстетически мы оцениваем красивые цветы, величественные здания, устремленные ввысь купола храмов, технические объекты (компьютеры, автомобили и…), созданные трудом человека, высокие нравственные поступки людей, прекрасные произведения искусства. О людях, чутких к красоте, мы говорим, что они наделены эстетическим чувством. Сам процесс подобного восприятия мы называем эстетическим восприятием, результатом которого является эстетическое переживание.

    Т.о. эстетические чувства, эстетические переживания, эстетические наслаждения выступают как проявление эстетического отношения к предметам или явлениям действительности. Всевозможные эстетические отношения, возникающие у человека (соц. группе, об-ва) к действительности, можно отнести к общему понятию «эстетическое».

 

     Природу эстетического изучает наука эстетика. Исследование эстетического предполагает анализ наиболее общих характеристик, присущих прекрасному, возвышенному, трагическому и т.п. Кроме того природы порождения этих явлений в сознании человека, в эстетических восприятиях, представлениях, идеалах, взглядах и теориях, а также природу эстетических ценностей. Одним из основных вопросов, входящих в круг изучения эстетики, является искусство. Эстетика исследует общие закономерности развития искусства, проявляющиеся в различных его видах. Она изучает и сам процесс художеств. творчества, а также процесс худож. восприятия искусства и т.д. Искусство существует лишь в социально-коммуникативной системе «художник – искусство – публика» или «художеств.

           

        Творчество – искусство – художественное восприятие». В предмет эстетики как науки включаются такие проблемы, как «художник», «художественный язык»» художественное восприятие», «художественная оценка», «художественный вкус» и др.                                          Перечисленные проблемы и их включение в предмет эстетики обязывает нас рассмотреть взаимосвязь «художественного» и «эстетического».

Структура эстетического знания

Эстетикацелостная система научного знания, которой присуща стройная структура, включающая 3 основные раздела: - о природе объекта эстетической оценки и видах эстетической ценности (продукты производства, явления природы, человек, художественные ценности и т.п.); - о природе эстетического сознания и его формах (эстетические чувства, идеалы, вкусы, взгляды и теории); - о природе эстетической деятельности и ее видах (худож. конструирование или дизайн, худож. творчество, эстетическое воспитание.). Структура эстетического знания предполагает и наличие сложной системы эстетических категорий и понятий. Эстетические категории – узловые понятия в истории освоения человеком действительности по «законам красоты». В них запечатлены основные типы эстетического отношения человека к окружающему миру, обобщены существенные эстетические свойства предметного мира. К эстетическим категориям относятся: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, низменное, возвышенное, содержание и форма в искусстве, стиль, художественный метод, художественный образ и т.д. Помимо эстетических категорий, к структурным элементам эстетики как науки относятся эстетические понятия, которые не имеют столь широкого смысла и значения. В одних случаях эстетические понятия отражают определенные стороны основных эстетических категорий (например, красивое, гармоничное, со- вершенное – проявление эстетической категории «прекрасное»), в других – характеризуют оттенки эстетических свойств, эти понятия не имеют обобщающего значения (например, чудесное, прелестное, великолепное – прекрасное; печальное, скорбное, горестное – трагическое и др.). Все категории и понятия эстетики тесно между собой взаимосвязаны, между ними существует логическая связь и соподчиненность. Эстетика как система знания включает и эстетические законы. Эстетические законы- это законы эстетической деятельности, законы искусства как формы общественного сознания, законы художественного творчества, законы художественного процесса, законы художественного восприятия, законы эстетического воспитания и др. Т.о. эстетика представляет собой систему законов, категорий, понятий, исследование которых и раскрывает ее содержание. Никакая наука не возможна без своего метода познания; одним из методов эстетики является историзм. Идеи историзма пронизывают данную науку. 

 

 


 

 

         Принцип историзма – потребность адекватно рассмотреть свой предмет, например, нынешнее состояние искусства и его современные законы понимаются как ставшие, исторически возникшие, а его будущее состояние – как образующееся в протекающем на наших глазах художественном процессе. Другой метод эстетики – структурализм. Например, структурализм дает возможность рассмотреть художественный процесс как определенную систему, состоящую из множества элементов, взаимосвязанных и взаимообусловленных.

Эстетическое отношение и его основные формы

1. Эстетическое отношение.

2. Эстетические категории.

 

Очевидно, каждый человек не раз в жизни встречался со словом «эстетическое». Оно вошло в наш повседневный обиход и кажется привычным и понятным. Но так ли это на самом деле? Мы говорим «эстетическое поведение», «эстетика труда», «эстетизация предметной среды» и т.п. Чтобы прояснить сущность всех оттенков смыслов, которые мы вкладываем в понятие «эстетическое» необходимо проникнуть воображением в самые истоки человеческой цивилизации. Человек живет в очень разнообразном мире. Но всегда ли человек воспринимал этот мир красочным, изменчивым и удивительным. Это далеко не так. Эстетическое отношение – это ценностное отношение к окружающему миру. Эстетическое означает тип отношения человека к действительности, которое есть ценностное, оценочное, личностное, индивидуальное, чувственное. В процессе реализации этого отношения осуществляется оценка личностью форм бытия, которые она воспринимает посредством своих чувств. Субъектом эстетической оценки могут выступать личность, социальная группа (семья. Коллектив) общество и человечество в целом. В мировую сокровищницу эстетических ценностей попадают лишь те, которые удовлетворяют общечеловеческие потребности духовного освоения действительности. Эстетическое развитие человека означает степень его освобождения от природной необходимости. Это не означает, что эстетическое развитие заменяет человеку сон, еду, одежду и т.д., так называемые витальные потребности. Однако эстетически развитая личность удовлетворяет потребность, скажем в пище иначе, чем эстетически неразвитая. Для эстетически развитого человека, даже очень голодного, важна не только сама пища. Но и ее вид. Место удовлетворения голода, способ еды и т.п. Эстетическое развитие общества показывает историческую меру гармонии природного и социального, ту степень духовного бытия общества, когда чувственная потребность может быть удовлетворена без прямого физического обладания предметом, например, ощущение радости от общения с другом, удовлетворение от прочитанной книги, восторг от увиденной картины. В этом смысле И. Кант называл эстетическую деятельность бесполезной, т.е. не приносящей прямой утилитарной выгоды. Эстетическое – характеризует человеческую чувственную сторону всемирно-исторической практики, снимающее противоречие между свободой и необходимостью человеческого труда. Деятельность, к которой человек ощущает интерес. Становится для него не только способом заработка средств к существованию, но и способом самореализации, самоутверждения, где человек проявляется как свободная и уникальная, неповторимая личность. Осмысление основных типов эстетического отношения к действительности отразилось в основных эстетических категориях: Прекрасное. Безобразное, возвышенное. Низменное. Трагическое. Комическое. Одновременно человечество выработало несколько понятий, которые отобразили механизм формирования и развития эстетического отношения как на уровне общества. Так и на уровне личности: эстетическое сознание, эстетическая деятельность, эстетический вкус. Эстетическая оценка…..

Возникновение, социальная сущность и основные правила этикета

 

 

      Этикет представляет собой совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к человеку (поведение с окружающими, форма обращения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Слово «этикет» французского происхождения, в переводе означает «ярлык, этикетка, церемониал», т.е. порядок проведения определенной церемонии. Этикет носит конкретно-исторический характер. Каждое общество, каждая культура отличается своими правилами поведения, системой норм, своими представлениями о прекрасном и безобразном. В культуре поведения, в этикете сохраняются традиции, обычаи людей, которые представлены в традиционных формах общения: обращении, приветствии и т.п. Так, например, уважительное отношение к женщине мы встречаем у всех народов, это идет еще с древних времен, с периода матриархата, когда существовал культ женщины-праматери: ей дарили цветы, украшали, отождествляли с первоосновой всего сущего – землей. Перед женщиной снимали шляпы, вставали при разговоре с ней, уступали ей место, уделяли Внимание. Эти правила связаны не только с рыцарским этикетом и преклонением перед прекрасной дамой в средние века, а восходят к более древним временам. Сегодня они не изменились, т.к. относятся к общечеловеческим правилам.

 

           Возникновение этикета было связано также с достижениями в сфере материальной и духовной культуры, с появлением излишков в производстве, что вело к возникновению разнообразных аксессуаров, предметов быта, одежды, которые бы удовлетворяли потребности в передвижении, еде, одежде и т.п.Если, например, человек удовлетворяет чувство голода при помощи ножей и вилок, если их много и каждая пара имеет свое назначение, то это означает, что новые формы и способы удовлетворения голода связаны с развитием не только духовной культуры человека, но и материальной культуры производства в данной сфере. Правила этикета имеют и утилитарный характер, они способствуют улучшению организации работы сферы обслуживания, упорядочивают работу транспорта, общественных коммуникаций , а это, в свою очередь, помогает сохранить здоровье, нервную систему, способствует удовлетворению потребностей и др.

 

      Кроме исторического, социально-классового характера этикет имеет и национальный колорит, который складывался на протяжении всего периода формирования той или иной нации. Особые черты этикета сложились и у украинского народа. Так, в Украине, как и в других регионах Восточной Европы, всегда господствовало особое уважение молодых к старшим, что, например, проявилось в приветствии. При встрече особо уважаемого человека пожилого возраста молодой брал его руку двумя руками и целовал ее сверху. Такое приветствие считалось особенно почтительным.


Эстетика в процессе исторического развития

 

 

     В процессе исторического развития изменялись эпохи, складывались новые культуры, но сохранялись общечеловеческие ценности. Созданные предыдущими поколениями: не важное, второстепенное, мелкое отбрасывалось, выявлялось и сохранялось только главное, сущностное. В Этикете сберегались универсальные, общепринятые правила вежливости, такта, корректности, которые облегчали, улучшали и украшали поведение человека.

     Современный этикет основывается на моральных принципах гуманизма и коллективизма, которые способствуют взаимообщению, взаимопониманию между людьми. Отношения, в основе которых лежит гуманизм и коллективизм,- это отношения доброжелательности, уважительности, гуманности. Это отношения не эгоистические, в которых люди не выделяют свое «Я», не думают только о собственной выгоде, а уважают мысли другого человека, проявляют заботу о ближнем, помогают ему и др.

      Этикет, в основе которого лежат данные принципы, позволяет думать о том, чтобы уважение к человеку, забота о нем не превратилась в угоду для тех, кто нарушает эти нормы. Сегодня еще нередки случаи, когда нарушение общепринятых норм поведения встречает сочувствие некоторых «гуманистов», забывающих о том вреде, который они наносят чести и гордости других людей. Жалеть пьяного или трезвого хулигана –это означает не жалеть, не любить по-настоящему тех, кому он отравляет жизнь.

 

      Принципы гуманизма и коллективизма – составная часть ряда нравственных требований, которые постоянно преломляются в культуре взаимоотношений. Среди них прежде всего следует выделить вежливость, тактичность, скромность, точность. Вежливость – форма взаимоотношений с окружающими людьми (как знакомыми и близкими, так и незнакомыми).

       

     Суть вежливости – доброжелательность. Встречая человека, мы говорим «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер». Прощаясь – «до свидания», тем самым как бы надеясь встретится еще раз. Обращаясь к человеку с незначительной просьбой, употребляем выражение «будьте добры».

Гуманизм

 

    Понятие добра органически входит в целый ряд общепринятых формул вежливости. Тем самым раскрывается связь настоящей вежливости с гуманизмом в том социальном смысле, которым мы наделяем данное понятие. Иногда в жизни возникают ситуации, когда мы вынуждены иметь дело с людьми, которые по тем или иным причинам не заслуживают уважения, но это не означает, что можно унижать их достоинство, разговаривать с ними грубо, неуважительно. Вежливость нужна даже тогда, когда мы говорим человеку неприятное, даже когда он этого и заслуживает. Близкое вежливости понятие – корректность, которое имеет особый оттенок, позволяющий в разных ситуациях держать себя в рамках общепринятых правил поведения. Конечно, при разных правилах этикета поведение человека зависит от состояния его нервной системы, характера, темперамента. Каждый может оказаться в конфликтной ситуации на службе, в семье, в быту. Иногда конфликт возникает из-за разного понимания одних и тех же явлений нравственной жизни. Причем не всегда люди в конфликте действуют из аморальных соображений, а другие – из моральных. Такой подход был бы очень простым. Бывает и так, когда две стороны действуют из лучших нравственных побуждений, но их разное понимание, обусловленное традициями, воспитанием может вызвать разные оценки одних и тех же событий и поступков. Проявить корректность – значит сохранить достоинство, не опуститься до уровня невоспитанного обывателя.

 

Требования корректности во взаимоотношениях отвечают интересам всех людей. В служебных отношениях корректность помогает избежать того, что вредит интересам дела. В личных взаимоотношениях она способствует взаимопониманию людей. Тактичность – это чувство меры, которое необходимо сохранять в беседе, в личных неслужебных взаимоотношениях, умение чувствовать грань, переступая которую мы можем незаслуженно обидеть другого человека. Тактичность требует всестороннего учета всех обстоятельств, в том числе и психологического состояния человека, учета своеобразия его как индивидуальности. Тактичность включает в себя умение не замечать упущения другого человека. Тактичный человек не обращается к собеседнику с вопросом, который поставит его в неудобное положение.