Эстетические нормы отношений.

Настойчивость, навязчивость, даже если они и вызваны наилучшими намерениями, например, оказать услугу, помочь, вызывают негативную реакцию Чувство меры, которое позволяет выявить уважение к достоинству другого человека и вместе с тем проявить собственное достоинство – вот к чему сводится тактичность.

 

 

Скромность – неотъемлемая черта культуры взаимоотношений. Скромный человек никогда не считает себя особенной, значительной личностью. Он не отказывается от самооценки, но всегда сопоставляет ее с оценкой других людей. Скромность – это не самоунижение, отказ от достоинства, независимости, самостоятельности в поведении. Скромность человека проявляется в его умении быть самим собой и не играть какой-то Не присущей ему роли. Настоящая скромность не должна опускаться до «зажатости» в поведении, но и не должна быть источником развязности. Органично соединяться с настоящей скромностью чувств собственного достоинства, умение в беседе, в манерах показать, что вы никому не позволите поставить себя в нравственном отношении ниже других. Со скромностью связана простота-качество, которое ни в коей мере не означает отказ от принятых в обществе норм этикета. Разрешить себе фамильярность или в одностороннем порядке перейти «на короткую ногу» с человеком, который занимает подчиненное положение – это совсем не означает простоту во взаимоотношениях. Иногда можно встретиться с таким пониманием простоты, когда духовный мир личности специально сводится до очень низкого уровня. Простота в общении помогает человеку легко, без особых усилий общаться с людьми разного социального и профессионального уровня. Это одно из качеств умения вести себя в обществе. Одно из важных требований культуры взаимоотношений – точность. Точность означает умение ценить свое слово, не бросать его на ветер. Если человек всегда выполняет то, что обещает, если всегда приходит в то время, на которое назначена встреча, значит, на такого человека можно положиться.           

          Точно выполняя требования в деловых и служебных отношениях, в общественной жизни, человек не подведет целый коллектив, не сорвет выполнение важных заданий, не нарушит ритм производственной деятельности. Простота, ясность и точность выражения своих мыслей, умения без особых слов сформулировать то или иное положение, чтобы оно не было двузначным – вот важнейшие условия культуры взаимоотношений.

Вежливость, скромность, простота, тактичность в современном этикете всех стран мира – общепринятые нормы поведения. Вместе с тем нормы могут по-разному проявляться в поведении людей. Поэтому можно говорить о разном стиле поведения. Стиль поведения – это совокупность норм и правил поведения, которые присущи данному индивиду в зависимости от его нравственных, эстетических, политических, профессиональных взглядов, интересов, его жизненной позиции. Стиль поведения зависит и от материальных условий жизни человека, поэтому в нем раскрывается социальная сущность личности.  Стиль поведения складывается на протяжении всей жизни и проявляется в общении, речи, поведении человека. Стиль поведения позволяет сделать вывод об интеллигентности, нравственном и эстетическом развитии человека, о его социальной и профессиональной принадлежности. Стиль поведения проявляется в манерах человека. Слово «манера» в переводе с франц. обозначает способ действия, способы, приемы обращения т.е. переводится почти так же, как и стиль, но относится к характеристике индивидуальных, единичных, отдельных особенностей поведения конкретной личности. Манеры в определенной мере указывают на характер человека и следуют за внешней оболочкой его внутренней природы. Они проявляются в вежливом, приветливом поведении, а настоящая и наилучшая вежливость та, которая опирается на искренность и проявляется в готовности способствовать счастью ближнего. Хорошие манеры, стиль поведения не возникают сами по себе. Большое значение здесь имеет социальная микросреда, полученное в детстве воспитание. Овладеть общепринятыми манерами поведения можно лишь тогда, когда человек в этом искренне заинтересован, когда у него сложились соответствующие потребности, когда он занимается самовоспитанием. Если же человек не задумывается над формой своего поведения, то никакие кодексы, правила, не отзовутся в его душе, не произведут эффективного движения в его поведении. Чтобы быть культурным человеком, этого надо хотеть, к этому надо стремиться. В жизни каждого молодого человека наступает время, когда для него становится важным то, как его воспринимают другие. Он начинает обращать внимание на себя. Т.о., в человеке складывается или уже сложилось представление о себе, о том, каким он хочет быть, какой Цели стремится достичь. На основе собственного опыта в нем безусловно cформируется какой-то идеальный образ личности, и при критическом самоанализе он, рано или поздно, поймет, что ему необходимо усовершенствовать свои манеры поведения.


 

          Сформируется какой-то идеальный образ личности, и при критическом самоанализе он, рано или поздно, поймет, что ему необходимо усовершенствовать свои манеры поведения. Молодежь в своем поведении не может руководствоваться только тем, что считает нормой в молодежной среде, - уже в ее возрасте необходимо усвоить общепринятые нормы общественного поведения. Молодые годы – короткая пора в жизни, но именно в это время человек формируется на всю жизнь. Интерес к вопросам поведения определяется уровнем духовного развития. Этот интерес усиливается, когда человек понимает, что соблюдение правил поведения обеспечивает успех как отдельной личности, так и всего коллектива, всего общества. В условиях современного динамичного развития общества изменения в области правил поведения осуществляются значительно быстрее. Люди Воспитанные, культурные активнее и сознательнее овладевают новыми правилами социальных контактов, возникновение и развитие которых обусловлено не только уровнем международной духовной жизни, но и их глубоким общечеловеческим смыслом. В современном мире сложились общие правила этикета, которые преломляются в разных сферах жизни людей и пронизывают все виды их общения:

 

 

1.  уметь быть внимательным к людям во всех ситуациях, видеть и замечать все нюансы, проявлять внимание внешними знаками приличия, донося их до каждого;

 

2.  вежливо обращаться с просьбой о какой-либо услуге и самому быть благодарным за услугу;

 

3.  проявлять сочувствие человеку в его неудачах; разделять с ним радость успеха, проявляя это в соответствующих формах. Предлагать человеку свои услуги и помощь в возможных формах;

 

4.  беречь рабочее и свободное время других людей, не тратить его на бессодержательные, пустые беседы и ни в коем случае не заставлять человека ожидать тебя;

 

5.  разговаривать на языке, понятном большинству присутствующих (всем), не допускать перешептывания в присутствии других или же разговора на непонятном для них языке;

 

6.  не смеяться беспричинно в присутствии людей, не давать им повод думать, что вы смеетесь над ними;

 

7.  стараться не замечать физических недостатков других людей, не разглядывать и не расспрашивать человека о них;

 

8.  не допускать никаких угроз по отношению к человеку, в том числе физических действий;

 

9.  быть терпеливым к мыслям других, их вкусам, не допускать унижения достоинства того, чьи вкусы не отвечают вашим;

 

10.  терпеливо выслушивать того, кто говорит, не перебивая его и проявлять интерес к его мыслям;

 

11.  не навязывать собеседнику тему разговора о себе как наиболее интересную, стремиться больше слушать и расспрашивать чем говорить самому;

 

12.  не подчеркивать своего участия в оказанной услуге, какой бы важной она ни была, не требовать взаимной услуги;

 

13.  следить за своим внешним видом, аккуратностью, чистотой, помня,

 

14.  что неряшливость, неаккуратность, неуважение к себе – это форма неуважения к другим людям, пренебрежение его мыслями;

 

15.  не привлекать к себе внимание экстравагантностью своего внешнего вида.

 

 

 

       Эти правила выражают общую форму уважения к людям в целом. Но правила могут по-разному проявляться и дифференцироваться в зависимости от конкретных условий, ситуаций и характера общения. Но все это относится только к форме. Содержание во всех случаях должно раскрывать уважение, доброжелательность и внимание к людям. Наиболее важным показателем состояния человека на службе является его душевный комфорт, в создании которого особое место занимает культура служебных отношений, так как каждый работник большую часть своей жизни проводит на работе, в окружении людей, и связан с ними общим делом. Поэтому определенную роль здесь должны играть нормы служебного этикета, который признан регулировать взаимоотношения между людьми, объединенными общим делом. Если этикет включает правила общения всех людей и во всех ситуациях. То правила служебного этикета действуют в более узкой сфере – они определяют порядок поведения работников при исполнении ими профессиональных обязанностей. Служебный этикет диктует нам тот стиль общения, те нормы вежливости, которые способствуют созданию в коллективе здоровой морально-психологической атмосферы.