Золотое правило нравственности

       Золотое правило нравственности – это нравственное правило, разработанное известными учителями и мыслителями древности, но не потерявшее своей актуальности и по настоящее время. Правило фиксирует универсальный нравственный принцип отношения к другому в любых практических ситуациях.

       Одним из первых «Золотое правило» высказал Конфуций: «… Не делай другим того, чего не желаешь себе». Эта же мысль звучит в Нагорной проповеди Христа: «Во всем, как вы бы хотели, чтобы люди поступали с вами, и Вы с ними так поступайте» (Нагорная проповедь, Матф. 7:12). Глубокую разработку и теоретическое обоснование этого принципа дает И. Кант в работе «Критика практического разума»3. Золотое правило, по Канту, обязывает каждого человека поступать по отношению к другим так, как он бы хотел, чтобы они поступали по отношению к нему. Кант понимает этот принцип как нравственный закон, обязательный для каждого человека, который носит императивный характер (то есть выступает как принуждение, мотивом которого является внутреннее чувство долга).

     

  Золотое правило распространяется на все сферы человеческих отношений, в том числе и на профессиональную жизнь. Золотое правило определяет такие профессиональные нравственные качества, как тактичность, снисходительность, взаимная помощь в коллективе, коллегиальность в работе.

Вина, раскаяние, прощение как явления нравственной жизни.

  Вина, раскаяние, прощение как явления нравственной жизни.

Действия людей в конкретных жизненных ситуациях не всегда соответствуют моральным принципам, что может быть связано с непростыми ситуациями морального выбора как в повседневной жизнедеятельности, так и в сфере профессиональных отношений. Переживание несоответствия своего поведения моральным нормам, невыполнение морального долга вызывает чувство вины. Вина возникает в ситуации, когда человек чувствует личную ответственность за происходящее и считает, что именно он является причиной чужих страданий и нарушения долга. Источником вины является либо совершение безнравственного поступка, либо неисполнение должного. Избавлением от чувства вины является прощение. В нравственной жизни прощение имеет важное значение и понимается как:

 

  • Освобождение от обиды и ненависти;
  • Уважение другого;
  • Признание права другого на ошибку.

   

 В профессиональной этике (особенно в этике бизнеса и деловых отношений) прощение есть восстановление доверия, без которого невозможна продуктивная совместная деятельность.

Толерантность как основа межличностных отношений.

Толерантность как основа межличностных отношений. Слово «толерантность имеет различные значения. Первоначально этот термин употреблялся в медицине и обозначал способность организма без осложнений реагировать на действие определенного препарата. В этике толерантность (терпимость) есть стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от большинства людей или не придерживаются общепринятых мнений. Эти отличия могут быть связаны с расовой принадлежностью, физическим обликом, индивидуальными особенностями, культурой, стилем мышления, поведением и др. факторами. Толерантность проявляется в принятии другого таким, каков он есть, в уважении его точки зрения, традиций, обычаев, веры, и др. Быть толерантным – это значит признавать права других на отличие и принимать их такими, как они есть, не испытывая раздражения, обиды, неприязни, или унижения собственного достоинства.

     В профессиональной этике толерантность также является основой межличностных отношений в профессиональных сообществах. Прежде всего это связано с уважением достоинства каждого человека (коллеги, сотрудника) как члена коллектива и признанием его права на собственное мнение, собственную позицию. Это способность поставить себя на место другого и понять, что каждый имеет право на ошибку